Газовые заправки или где взять Метан?

Как-то на прогулке сын заметил, что кроме привычных зеленых и фиолетовых «МАЗов», на улицах города появились новые белые автобусы, напоминающие троллейбус без рогов, с надписью: «Метан – экология». Посыпались вопросы: «Почему у него такая необычная крыша? Что такое метан? А у твоей машины метан? А почему?». Ответов у меня не было. Немного позже я решил поискать информацию, зачем нужен метан, когда есть пропан-бутан. Неожиданно для себя я открыл много нового.

Метан (или природный газ) в качестве альтернативы дизелю и бензину давно используется в Европе. В России эта отрасль начала развиваться относительно недавно по указу президента. На данный момент на территории нашей страны около 270 таких заправок, правда 80% из них расположены в Европейской части. Очень плотно «метанизированы» Юг, Центральная часть России, Урал. Есть островок метановых заправок в Ханты-Мансийском Автономном округе. А дальше – пустота. Отдельные локации по Сибири: Тюмень, Новосибирск, Алтайский край. И далее до самой Якутии никаких альтернатив бензину. Почему? Конечно, есть объективные факторы, такие как отсутствие газопроводов по северо-восточной части страны, тут уж ничего не попишешь. Хотя опять же, система развивается, газопроводы прокладываются, это дело времени. Но основная причина, мне кажется, в том, что сибиряки еще не осознали, что такое метан. Газ, как газ, вон, куча общественного транспорта на нем работает! Вот только подвох в том, что газ газу рознь.

В нашем регионе распространен пропан, точнее пропанобутановая смесь. Оно и понятно, это газ сжиженный, нефтяной, то есть является продуктом переработки нефти. Его использование стало привычным делом. Однако существует альтернатива, и эта альтернатива в перспективе своей прекрасна безопасностью в масштабах планеты. Метан – газ природный, в прямом смысле, помните уроки биологии? Да-да, это тот самый природный газ, который бежит по трубам в дома и горит в комфорках. А в качестве автомобильного топлива он используется в чистом виде, лишь проходя предварительную очистку от примесей. В выхлопах автомобиля, работающего на метане, до 9 раз меньше токсичных веществ, чем в выхлопе автомобиля с бензиновым двигателем.

Как-то в далеком 2011 году в Новосибирске на выставку «АвтоСиб-2011» был пригнан из Башкортостана «НефАЗ», работающий на природном газе. Так вот инфраструктура метановых заправок была настолько неразвита, что выставочный образец приехал в сопровождении автомобиля-заправщика.

Сегодня картина существенно изменилась. Постепенно в регионах начинает разрастаться сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Строят их как крупные компании типа «Газпрома» и «Роснефти», так и частные инвесторы. Самые активные регионы по строительству газозаправочных станций – Татарстан, Башкортостан, Ставропольский край и Санкт-Петербург. Но обо всем по-порядку.

В прошлом году состоялось открытие первой АГНКС федеральной сети «Газпрома» в Уфе. СМИ окрестили её «Первая. Федеральная».

Действительно, эта станция стала первым объектом новой сети. Теперь по этому образцу в 21 регионе России строятся подобные АГНКС. В этом году появится 35 новых станций и 4 реконструируют.  У нас, в Новосибирске уже одна появилась на улице Кубовая, правда я её сам не видел, поэтому не знаю Газпромовская станция или нет.

Всего до конца 2018 года федеральная сеть АГНКС удвоится и будет насчитывать 471 станцию – не хило. Было бы здорово, если бы к метановым заправкам еще добавили метановые автомобили по доступным ценам.  Да и вообще про двигатели для метана и прочее вопросов еще больше, чем к самим заправкам )

Leave a reply

Войти: